Малолитражный автомобиль, легендарная "копейка". Первый экземпляр сошел с конвейера в апреле 1970. Идея создания автомобиля для массового потребителя появилась в середине 1960-х. В 1966 Минавтопромом СССР подписал договор о сотрудничестве с итальянским концерном "FIAT" ("ФИАТ"). В результате базовой моделью для создания автомобиля ВАЗ 2101 стал FIAT 124, представленный в 1966 и впоследствии получивший титул "Автомобиль года". Дизайн отечественного автомобиля несколько отличался от зарубежного аналога: вместо обычных кнопочных дверных ручек были установлены утопленные, изменилась форма зеркала заднего вида на водительской двери, иначе был оформлен бампер. Кузов крепился к лонжеронной раме, были усилены места крепления передних и задних амортизаторов. ВАЗ 2101 отличали широкие двери, удобные кресла, элегантное рулевое колесо, не закрывавшее комбинацию приборов на передней панели, вместительный багажник.
Мощность четырехцилиндрового двигателя составляла 64 л.с., максимальная скорость - 140 км/ч.
Первые автомобили ВАЗ 2101 были произведены на недавно отстроенном автозаводе в городе Ставрополь-на-Волге, впоследствии переименованном в Тольятти.
В августе 1970 автомобиль поступил в продажу. В 1989 первый проданный автомобиль занял почетное место в музее завода. В 1970 было произведено 21 000 автомобилей ВАЗ 2101. Автомобиль и его модификации получили торговое именование "Жигули", по названию гор расположенных неподалеку от Тольятти, а автолюбители окрестили автомобиль "копейка". В 1971 автомобиль начал экспортироваться в Болгарию, Чехословакию, Венгрию, ГДР, Югославию, несколько позже - во Францию, ФРГ, Австрию, Швейцарию, Великобританию, Египет и Нигерию. Неблагозвучное для многих иностранных языков название "Жигули" было заменено на "Лада" (Lada).
В начале 1971 была создана гоночная модификация автомобиля. Советские гонщики на автомобилях ВАЗ 2101 приняли участие в европейском ралли "Тур Европы-71", проходившем по территории 13 стран, и выиграли Серебряный кубок. Одна из машин-победительниц хранится в музее "ВАЗ". В ралли "Тур Европы-73" советские автопилоты за рулем автомобиля ВАЗ 2101 завоевали Золотой и Серебряный кубки.
В 1974 появилась новая версия - ВАЗ 21011, оснащенная двигателем рабочим объемом 1,3 л. и мощностью 69 л.с. В 1970 - 1984 было произведено 2 702 657 автомобилей ВАЗ 2101.